?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ОСЕТИНСКИЙ ПИРОГ часть первая
ta_ta_m
14-17 июля 2012 - часть первая
18-21-июля 2012 - часть вторая

Предисловие

Ещё в 2010 году возникла идея повторить поход организованный ANDом в 2009 по Осетии. Очень хотелось увидеть те места, которыми так восхищался Андрей в своём отчёте. Тогда-то Smoke и начал собирать группу, но она всё не складывалась.
Вернувшись к этой идее весной 2012 года, удалось таки организовать команду для этого похода. Желающих отправиться на Кавказ было много, но как это часто бывает, перед самой поездкой многие начали отваливаться по разным причинам, в первую очередь связанным с работой.
И вот, основная часть банды едет на раскатку, и для  удовольствия в сторону самарского голубого озера. На песчанном пляже обсуждается маршрут, что брать с собой в поход, распределяются необходимые вещи по рюкзакам и т.д и т.п. :-)
Железнодорожные билеты были приобретены через глобальную сеть и началось ожидание,.. ожидание дня и часа, когда мы будем грузиться в поезд и отправляться в сторону гор, Больших Гор!


Карта-схема маршрута (общий километраж - 275 км):

Карджин - Иран - Урух - Чикола - Ахсарисар - Калух - Мацута - Фаснал - Камунта - перевал Згид - Садон - Мизур - Верхний Унал - перевал Архон - Верхний Фиагдон - Фазикау - Джимара - Мидаграбинские водопады - Даргавс - Кармадон - Нижние горячие ванны - Армадон - Саниба - Санибанский перевал - Владикавказ

GPS-трек похода

Персонажи, которым удалось это сделать, они же - главные действующие лица "Осетинского пирога":
Предводитель, главный по провианту и кухне, фотограф, навигатор, да и просто огромной души человек:
Сергей - ака Sandman


Ещё один фотограф и оператор видеосъёмок, вечный спорщик :-), организатор мыслей и идей, смелый разведчик, человек без которого поход был бы не тем походом, что получился:
Сергей - ака Smoke


Самый что ни есть тру велотурист области, главный помощник в прокладке маршрута и реализации задуманного, отличный товарищЪ и интересный человек:
Денис, он же GolDen

Да-а-а ужжжЪ! Что тут скажешь, серьёзный, но в то же время огромный шутник и любитель  "мандариновых" республик:
Юра, он же stranger


Стажёр, тем не менее хорошо подготовленный человек, готовый на все трудности и радости походной жизни, новоиспечённый велотурист, собакоприручатель, любитель повеселить компанию:
Вова, он же Вовчик


И пара сусликов из CARBOсуслиNгTEAM: единственная и неповторимая девушка группы, согласившаяся на всю эту авантюру -
tata-m, и её неотъемлемая половина - ILYA K


Вся команда в сборе - можно выдвигаться ...


Часть первая. День первый.

Карджин - Иран - Урух - Чикола - Ахсарисар - Калух.
Пробег за день - 75 км, набор высоты 350 м - 1250 м.


Нам повезло, поезд таки делает техническую остановку в Карджине. Длится она всего лишь 12 минут, а нас семеро, да еще с велосипедами и нагруженными вело-рюкзаками! На слаженную во всех отношениях высадку у нас уходит не более трех минут. Ребята просто молодцы, настоящая команда! Пока поезд стоит на перроне, мы даже успеваем собрать несколько велосипедов. Спрашиваем у смотрителя станции, где можно набрать воды, он указывает на колонку, расположенную за путями. Наполняем фляги холодной водой. Все готовы, можно стартовать!

От станции спускаемся в село и тут же поднимаемся к трассе. Перед нами вырисовывается подъем, на который легко вкатывается
на 3-ей звезде. Откуда столько сил?


Первое место остановки – Святилище Георгия Победоносца, покровителя мужчин, воинов и путников.

По свидетельству старожилов, святилище находилось над обрывом, в самом узком месте. Со дня его основания (XIV век) вражеская нога не переступала через теснину Эльхотовских ворот. Его разрушили в 50-е годы при строительстве автодороги Москва-Баку. И если до начала восстановления святилища на дорогах теснины происходило множество несчастных случаев (включая железную дорогу и автотрассу), то с началом восстановительных работ в 1995 году, здесь не произошло ни одной аварии!

В осетинских традиционных верованиях Святой Георгий занимает немаловажное значение, в чем сами могли убедиться. Все то время пока мы завтракали в роще рядом со святилищем, к нему подъезжало и останавливалось немало легковых машин и фур. Что интересно, женщинам имя Святой Георгий произносить запрещено.

Просим попутного ветра, отсутствия дождя в нашем путешествии и выдвигаемся дальше.

Некоторое время двигаемся вдоль трассы. Странно, но горы и холмы куда-то исчезли, окружающий пейзаж мало чем отличается от ростовского. Проносящиеся фуры напрягают. Вело-рюкзак, закрепленный на багажнике, забирает уйму сил, и это на асфальте! Страшно подумать, что я буду делать на перевалах! Для меня это первый поход такого плана с палатками и почти полным автономом. Держусь из последних сил, стараюсь не капризничать, но обещаю себе больше в подобные мероприятия не ввязываться!

Наконец, мы уходим с трассы влево, с небольшим плутанием добираемся до ближайшего села и ищем дорогу в нужном нам направлении. Разведка боем принесла свои плоды, попадаем на заросшую травой дорогу, которая выводит нас к огородам, едем вдоль них. Вдоль дороги растут яблони, с дозревающими яблоками, много спелой алычи, а иногда попадаются даже спелые ягоды ежевики! Между тем, дорога превращается в две узких глубоких колеи, нередко заполненных лужами после недавних дождей, в которые трудно протиснуться, не потеряв равновесия.

Вот это я понимаю – приключения начались!!!

Сразу улетучились глупые мысли, настроение поднялось, а вело-рюкзак будто перестал для меня существовать.
Все внимание сконцентрировалось на рулёжке!
В конце этой непростой дороги, в качестве подарка за стойкость, нас ожидала спелая слива)).


По номерам местных авто понимаем, что находимся уже в Кабарде. Делаем остановку около магазина, берем воду и мороженое. Тут же выявляется первая несущественная поломка – у Вовы потерялись болты, крепившие багажник к раме. Несколько минут на устранение неполадок и снова в путь. В конце села асфальт обрывается, и мы попадаем на каменистый подъем. Велосипед под вело-рюкзаком ведет себя отлично, никаких срывов. Добираюсь до ребят, ждем Илью К и Goldena. Случилась вторая поломка, и снова разболтались болты только уже на багажнике у Ильи. Все исправлено, движемся дальше.

Вокруг – красота! Густо насаженные деревья и кустарники постепенно переходят в крутые склоны с высокой луговой травой.


Следующая остановка – Чикола. Заходим в небольшой магазинчик за водой. Сердобольная хозяйка магазина предлагает набрать воду из водопровода у нее дома, во дворе через дорогу. В довесок к воде, нас угощают банкой соленых огурцов и баночкой абрикосового варенья. Благодарим женщину за домашние вкусности и отправляемся снова в дорогу.

На обед остановливаемся около фонтана (мы все глаза проглядели выискивая его слева от дороги, видимо, Golden пошутил, назвав металлическую трубу с брызжущей водой фонтаном))). Однако, вода окзалось очень холодной и отлично охладила наши горячие головы. Немного отдохнули, пополнили запасы калорий, в путь!


На одном из оборудованных родников нам встретился человек, у которого на поясе висел настоящий кинжал! Держусь поближе к ребятам...

Незаметно нас настигают тучи, заставляя закрыть пленкой рюкзаки и спрятаться под дождевиками. Первые капли прибивают дорожную пыль, хочется дышать глубоко-глубоко, задерживая ни с чем несравнимый запах в легких. Наслаждение...

Дождь постепенно усиливается и нам приходится искать убежище под дырявой крышей недостроенного здания. Благо, задерживаемся мы здесь ненадолго и снова продолжаем крутить педали.

Вскоре добираемся до Чертова моста, который повис над глубоким ущельем.

Смотришь вниз, а внутри все замирает!

Раздача ништяков! Шоколадные и молочные леденцы от "Аленки" до самого вечера будут подслащать наш путь :)
Добираемся до первого тоннеля, который, по желанию, можно объехать под нависшей скалой.
Дождь снова припустил, а мы изрядно уставшие, обнаружили странное строение, похожее на автобусную остановку, хотя близ лежащих домов в округе не наблюдалось. Здесь и спрятались.
Путем мирных переговоров уговорили двух велокурильщиков дымить за пределами нашего укрытия.
После очередной затяжки Golden превратился в Сталкера)))

Как только дождь поутих, решили поблизости ставить лагерь.
Виды из палаток завораживали, лишая слов...

День второй.

Калух - Мацута - Фаснал - Камунта - Перевал Згид
Пробег за день всего 30 км, но каких! Набор высоты 1250 м - 2510 м.


Утро, как и положено, началось с ароматного завтрака и...

... смазки цепей

Сегодня плавно перемещаемся из Диорского ущелья в Уалагкомское. По дороге в село Мацута нам встретился чудный ослик, правда, наши попытки его окружить на велосипедах, не увенчались успехом.



Добираемся до сельского магазинчика на развилке, запасаемся сладостями и водой.

Здесь к нашей компании присоединился большой воспитанный пес и ненавязчиво сопровождал до следующего селения.

Повсюду на склонах видны частоколы огородов и сторожевые башни.






Незаметно добираемся до Фаснала.

Натыкаемся на разрушенную горную фабрику прошлого века от которой остались лишь стены.
Между тем, в селе жизнь кипит, а упитанные поросята с закрученными хвостиками безо всякого зазрения совести свободно бегают по улицам.
Дальше дорога начинает нещадно задираться вверх.

Поворачиваем налево и медленно добираемся до Камунты. Подъем зачетный!
Тут, на наше удивление, мы попадаем на какое-то празднество.
На улочке собрались и дети, и взрослые, и старики. Оказалось, это целый род, проживающий в этом селении и не только, собрался для празднования дня своей фамилии, если не ошибаюсь - Маккаевы.
Нас стали приглашать за стол, но к большому сожалению пришлось отказаться от радушного приема хозяев, потому как сегодня нам непременно нужно было добраться до перевала, чтобы не сдвигаться с задуманного маршрута.


Пока пополняли запасы воды и делали снимки на память со всем семейством, нас с особым пристрастием расспрашивали про наших коней и маршрут, указывая верное направление дороги.
А перед отъездом вынесли несколько блюд и угостили осетинскими пирогами, мясом и соленьями, добавив ко всему этому еще и бутылку беленькой! Вот оно, кавказское гостеприимство!
Восхитительный спуск в долину с ветерком, а в голове мысли только о пирогах!
Облюбовали местечко для отдыха - поляну в розовых цветах рядом с речкой.


Обед получился знатным - теперь любой перевал нам по плечу!

И снова в путь!


"Спасибо за то, что сумел показать мне другой мир - мир почти мифической красоты!"

А дорога снова заставляет прилагать немало усилий, с лихвой вознаграждая за упорство восхитительными новыми видами!



Хорошо накатанные колеи постепенно становятся более зелеными и заросшими.

В Камунте нас предупреждали, что по этой дороге выше даже на внедорожниках не проехать (несколько месяцев назад делали безуспешные попытки какие-то смельчаки, но им пришлось вернуться).
Теперь понятно почему... Горная река прилично подпортила дорогу!
Вот и первый брод. Ребята нераздумвая шагают в холодную воду, сразу видно - им не впервой!
Мне же ноги мочить никак не хочется. Вверяю свой велосипед Илье и по камням перебегаю на другой берег.
Илюха мужественно справляется с двумя великами сам, заботясь о сухости моих ног.


Время приближается к вечеру, вроде бы уже и перевал на подходе.
Забираемся все выше и выше, а дорога становится все хуже и хуже.
Мы уже не сетуем на буйную растительность, просто радуемся, когда удается проехать очередную лужу не промочив обуви.
Среди бесконечного количества горных ручейков и луж после дождя, с трудом находим плоскую и почти сухую полоску для лагеря красоты необыкновенной!



Вкусный и сытный ужин от Sandmana. Все довольные расходятся по палаткам.
Высота здесь приличная, сырость и вечерняя прохлада дают о себе знать!


В эту холодную ночь забрала Илью, у которого был летний спальник к себе, в зимний.
Он уместился туда даже не выбираясь из своего легкого кокона. Вдвоем гораздо теплее!!!


День третий.

Перевал Згид - Згид - Садон - Мизур - Верхний Унал - перевал Архон - Верхний Фиагдон
Пробег за день - 55 км, потеря/набор высоты 2510 м - 910 м - 2200 м - 1400 м.


Мы еще не успели проснуться, а у Сереги уже была готова потрясающая каша! Насколько все продумано до мелочей!
Буквально каждое блюдо Sandmana, начиная c овсяной каши и заканчивая различными супами, которыми он баловал нас каждый вечер, заботясь не только о калорийности, но и безусловно, вкусности блюд, заслуживали отдельной похвалы!!!


Синий туман еще покрывает сонные холмы после холодной ночи.

А мы, собрав лагерь, сломя голову несемся навстречу новым приключениям!



Самый главный перевал взят!

Теперь нас ждали головокружительные спуски!
На некоторых мне приходилось останавливаться, чтобы дать отдохнуть пальцам, держащим тормозные ручки.
Smoke на своем двухподвесе отрывался по-полной, для него тут был просто спусковый рай!
Внизу нас ожидала почти заброшенная деревушка горняков - Верхний Згид.



Следующий поселок Садон оставил двоякие чувства.
Жуткая безнадега в глазах местных жителей, множество разрушенных природными стихиями зданий и мостов, брошенные дома, даже горы, окружающие это поселение казались жуткими...
Хотелось скорее сбежать из этого места...


Через темный тоннель выбираемся на трассу, нас провожают коровы, нашедшие укрытие в этом месте от солнца.
Одна из этих животин прилично добавила Илье К адреналина в кровь, внезапно нарисовавшись перед ним в темноте.


Немного споров и большинством голосов решаем миновать Цей, поэтому выходя на трассу поворачиваем налево и катим до моста, по которому поворачиваем направо и снова уходим наверх в горы.

Тут силы решили меня покинуть, к этому добавился еще и жуткий скрежет в системе, видимо спуски по мокрым дорогам дали о себе знать - забрызганные мелкими брызгами лица оказались не единственными, куда забралась горная грязь.
Парни укатили достаточно далеко, а я искала любой предлог лишь бы отановиться ненадолго и отдохнуть.
Рядом шумела маленькая речушка, у нее я и остановилась.
Намокшая система перестала противно скрипеть, можно было двигаться дальше!




Долгожданный обед, он очень кстати, отдохнуть, набраться сил!
Под стол был оборудован большой круглый камень, скрывавшийся в кустах неподалеку от речки, за ним все и разместились.


Обед дал новые силы, а горная речка свежесть и прохладу. Правда, визгу было...)))



Добрались до родовой башни Лазаровых.
Три года назад, когда Golgen проходил тут с группой ANDа, она была в разрушенном состоянии, сейчас же возвышается во всей своей красе.
Внутрь нам попасть не удалось, проход был заперт.


Время близилось к вечеру. Солнце уходило, пришлось утепляться. Место для ночлега предложил Golden.
Мы поднялись невысоко от дороги по каким-то огороженным полянам и спрятались за поворотом.
Кое-как уместили три палатки на узком клочке земли.
Главное, чтобы среди нас не было лунатиков - с одного края поляны вниз к реке уходил крутой обрыв.
Расчищая место под палатки, ребята наткнулись на змею, кто кого испугался больше - вопрос.


Пока отогревалась в палатке, долгожданный ужин был готов. Перед сном, как в диафильме мелькали картинки прошедшего дня: и дороги, извивающиеся как змеи, и белоснежные облака, прячущие снежные шапки гор, и непростые подъемы, заставляющие сходить с велосипеда и идти пешком, толкая его из последних сил впереди себя...





День четвертый.

Верхний Фиагдон - Фазикау - Джимара - Мидаграбинские водопады
Пробег за день - 30 км, набор высоты - 1400 м - 1200 м - 1700 м - 1500 м - 2000 м.


Подъём был лёгкий и бодрый.
Для ещё большего утреннего освежайса парни спускаются к реке и принимают утренние ванны, я для таких подвигов еще не готова и умываюсь из велобутылки, но вода после ночи все равно холодная)))
Вкусный завтрак, сбор лагеря, выдвигаемся в сторону Фиагдона, где нам нужно получить пропуска в погранзону.
Скатываемся вниз со стороны Архонского перевала и пересекаем реку. Здесь развилка и первая на нашем пути табличка, которая говорит о том, что рядом пограничная зона и до Грузии рукой подать. Поворачиваем в сторону Фиагдона.



По пути к пограничникам заскочили в кафе, где заказали осетинские пироги, чтобы потом забрать их горячими.
И вот, мы упёрлись в стену с колючкой - погранзастава! Попасть туда не так-то и просто.
Sandman и Golden обошли её кругом, чтобы найти секретный вход, ибо до этого тарабанили по воротам, но реакции никакой не последовало.
По итогу, пропуска получены, но не всё так гладко!
У Юры была допущена ошибка в фамилии, но начальники уверили, что всё нормально и проблем на заставе не будет.
Мы им поверили и со спокойной душой поехали за пирогами.
Тут же в Фиагдоне затарились провиантом на пару дней вперёд, так как планировалась днёвка на водопадах. Виртуозными умениями,
Golden'у и Stranger'у удалось таки (с помощью секретного пароля) раздобыть чудодейственную жидкость цвета дубовых бочек. Именно так, на прилавках осетинских магазинов напрочь отсутствовали напитки градусом выше пива!

Отправляемся в посёлок Джимара.
Нужно преодолеть очередной перевал. Неспешно катим вверх, вверх, вверх.


На одном из пит-стопов остановилась машина и молодые ребята предложили подбросить наши вещи до перевала, мы поблагодарив их, отказались, привыкшие уже... Да и набор высоты невелик в этот раз, что-то около 700 метров.
Слева, на развалинах сторожевых башен пасутся горные коровы и овцы.
Бродят они по отвесным камням легко и непринужденно, иногда
срываясь с высоты не без поледствий... Но взор к себе приковывают надолго!


Преодолев перевал, мы все как один набрасываемся на ароматные пироги!

Ох и тяжко пришлось ребятам, которые их везли - как же вкусно они пахли!
Запах дурманил разум, откуда только бралась такая сила воли? Отдых! Ура!

После знатного подкрепления хочется спать.
Раскатываем карематы под деревьями с широкой кроной - у нас тихий час...

Направляемся через Фазикау к Мидаграбинской котловине (высота 2000 метров). Наш путь идет вверх вдоль шумящей реки.


На мосту нас обгоняет таблетка с погранцами. Они останавливаются, задают вопросы: "Куда, откуда, зачем?"
Договариваемся обсудить все это на заставе, до которой осталось меньше километра.



И вперёд, к объекту, самому величественному на всём нашем пути - высочайшему водопаду в Европе!
Мы спешим к этому величию. Для всех нас, кроме Дениса (который бывал в этом интересном месте) - это большая загадка.
Осталось преодолеть лишь пограничную зону...... смакуем ощущение скорого осуществления мечты...


На заставе нас уже ждут. Собирают паспотра и пропуска, заносят в пограндокументы.
Выявляют шпийёна, и мы знаем кого именно :-) Илью назначают главным группы (его паспорт оказался сверху стопки).
Ему придется отвечать за то, сколько въехало человек и вернулось из погранзоны.
В общем, одна неправильная буква в фамилии внесла некоторые трудности..... но мы так просто не сдаёмся!


Бюрократия побеждена. Нас пропускают...
И тут перед нами открывается очень интересная дорога - визуально кажется, что едешь по абсолютному плоскачу, но вот передача стоит почти минимальная (п.22-з.28), а крутится тяжко. Прём наверх-то!


Добрались до брода. Вода холодная. Вечереет. Переправляемся, а дальше дорога прямо по реке.
Ноги мокрые и холодные, но мечта и красота вокруг греет душу!


Денис приводит нас на известную ему поляну, но чтобы её найти, ему всё-таки пришлось сходить на разведку.



Здесь действительно складывается ощущение затеряного мира.
Трава выше человеческого роста, множество огромных валунов, окружающие со всех сторон горы, шум многочисленных водопадов.
И лишь иногда попадающаяся старая дорога и виднеющиеся в зарослях развалины говорят о том, что здесь всё-таки был человек. А ещё надписи на больших камнях: "укрытие от лавин".
И надписи эти настораживают, но мы быстро прогоняем эти мысли прочь и наслаждаемся неземной красотой.

Мы добрались!
От переполняющих чувств кружится голова, слова бесполезны, восхищение переполняет, а снимки не передают даже малую толику того очарования, которым щедро делится природа с усталыми путниками.


Дух захватывает, внутри все дрожит от осознания того, что все что мы видим - аболютно реально, и нет здесь ни мистики, ни еще чего-то сверхъестесвенного, а буд-то находимся мы в сказочно-волшебной стране.
И как принято в любой приличной истории, у нас не обошлось в этом месте без приключений.
Только об этом уже во Второй части нашего похода...



  • 1
Просто отличный рассказ! Смотрел-читал не отрываясь! Отличные фотографии таких знакомых мест.
P.S. Похвастаюсь, что мы проехали на машине из Верхнего Згида в Камунту)

Алексей, спасибо за отзыв :)
Надо признать, нужно обладать немалым мужеством, дабы пробраться на авто через ту "дорогу". Круто!

Это Вам еще раз спасибо за отчет)
Ну а про дорогу..нам просто повезло. Самые засады начались уже когда была видна Дунта и мы уже праздновали победу. На наше счастье там работала строительная техника на постройке новой ЛЭП и ребята из КБР, которые там были, нам очень сильно помогли. Без них бы вряд ли бы получилось.

Edited at 2014-02-24 05:47 pm (UTC)

  • 1